Ниже приводятся отрывки из статей двух оппозиционных обозревателей: Константина Скуратовича и Николая Петрушенко. Первый пишет в скорее либеральной газете “Белорусы и рынок”, второй – на сайте “Товарища” (органа ПКБ). Обе статьи о льготах. И обе осмелились посягнуть на святая святых – Законы Рынка. Появись такие мысли в опповской прессе года три-четыре назад, их бы просто подняли на смех сами же обозреватели, их коллеги и прочие “независимые эксперты”. Тогда было положено думать, что у нас “совок” и “социализм”, а капитализм – это “прекрасное далеко” и вообще “не про нас”. Но времена меняются...
Константин Скуратович: ЧТОБЫ БЫЛО СТЫДНО ЕЗДИТЬ ЗАЙЦЕМ
Если учесть, что после референдума 1996 года вместе с образованием двухпалатного Национального собрания произошла формальная десоветизация власти, то в текущем году на деле были ликвидированы остатки социально-экономических завоеваний. (...)
У слов “общество” и “общак” один и тот же корень. Та и другая структуры возникают как инструмент реализации сознательной солидарной связи между людьми, благодаря которой человеческое сообщество выделилось некогда из животного мира. Эта связь объективна, поскольку ее отсутствие не позволяло людям выживать, сохраняя в себе человеческие качества. И понятно, всякое бывало. Каннибализм, например, или селекция за счет уничтожения неполноценных младенцев, как в древней Спарте, или отбраковка стариков ввиду их физической изношенности, свойственная племенному обществу. (...)
В каждом конкретном случае государственные услуги, оказываемые всем гражданам в интересах всего общества, должны быть доступными для самых бедных людей, а институты, их оказывающие, – некоммерческими. (...) Разумеется, есть соблазн “поставить на хозрасчет” государственную почтовую и телефонную сеть, общественный транспорт, но в этом случае надо повышать тарифы, что неизбежно ограничит возможности пользоваться ими бедных людей, деньги которых (налоги) ушли на их создание.
И первоочередное назначение этих сетей не в том, чтобы государство и муниципалитеты получили прибыль, а в том, чтобы все люди имели возможность ими пользоваться.
Николай Петрушенко: ЛЬГОТЫ ДЛЯ БОГАТЫХ
“Льготный популизм: намерения похвальны, реализация – опасна”. Этот тезис принадлежит известному в Беларуси идеологу либералов Ярославу Романчуку. И он ярко свидетельствует о том, что в основе стремления отменить льготы лежит интерес власти и новоявленных капиталистов. (...) Новоявленный класс белорусской буржуазии под дымовой завесой словоблудия об экономии и бережливости сумел не просто сохранить – приобрести себе новые льготы.
Сомневающихся прошу внимательно присмотреться к итогам тихо и незаметно проведённого эксперимента по расчётам населения по тарифам, дифференцированным в зависимости от временных периодов. Отчёт о нём уже предоставлен в правительство. Туда же внесено и предложение принять прошедшую аппробацию новую тарифную сетку. В эксперименте по данным, озвученным на специальной пресс – конференции начальником управления сбыта “Белэнерго” А. Богушевичем, приняло участие около 1500 человек.
В цифрах это выглядит так: экономия за счёт использования электроэнергии в “дешёвые” часы суток (ночью, в выходные и праздничные дни) составила в среднем 3000 рублей. Если учесть стоимость электронной начинки и установки двух тарифных электросчётчиков каждому ясно – большинству граждан участвовать в предложенных энергетиками играх с государством, смысла нет. Себе дороже! Даже для семей, потребляющих свыше 400 киловатт часов электроэнергии в месяц, экономия составит лишь 5000 рублей, а срок окупаемости новинки будет в пределах трёх лет. Таким образом, ясно, что лишь самый богатый слой белорусов, устроивших в своих каменных палатах полы с обогревом, бассейны и сауны с ТЭНами + получит возможность изрядно сэкономить – нет, нет, не киловатты, как это объявлено буржуазными СМИ, а свои расходы. Проще говоря – им, нескольким десяткам тысяч на всю страну – предоставлены льготы по оплате за излишне потребляемую (в несколько раз выше среднестатистических расходов) электроэнергию. Вот такова она диалектика эволюции режима Лукашенко.