Настроить, Войти
3. Социальное значение музыки. Субкультуры как форма протеста. Механизмы функционирования…
автор гость, дата 2007-12-03 13:06, исходное сообщение, textile

Тема музыки настолько разнообразна, насколько и противоречива. Это и тема для научных исследований, и тема для всевозможных субкультурных «пересудов». В этой статье, я хочу поговорить о музыке как основе для образования субкультур и, как следствие, популяризации различных идей (в том числе и политических), то есть о социальном значении музыки.

Ни один вид искусства, кроме музыки, не смог стать основой для создания хоть каких-нибудь, значительных молодёжных субкультур. И если, в отношении живописи, литературы или театра, можно сказать, что эти виды искусства никогда не были массовыми, что и объясняет очень узкое распространение всевозможных субкультур, появлявшихся в их рамках, то такой распространённый вид искусства, как кино, тоже не стал основой для образования заметных культурных объединений молодёжи.

Совсем по иному обстоят дела с музыкой. На протяжении всего 20-го века (особенно его второй половины), музыкальные субкультуры будоражили западное общество. Можно выделить несколько характерных, для этих субкультур, особенностей. Во-первых, в большинстве субкультур, музыка была основой для их появления, но в последующем играла второстепенную роль для большинства последователей. Это утверждение требует пояснения, что я и сделаю далее. Во-вторых, крупнейшие субкультуры, которые порождали революции в молодёжном мышлении и поведении, со временем теряли свою значимость, уступая место новым. Ни одной из них, во второй раз, не удалось подняться на «олимп». Это также требует дальнейшего исследования и объяснения.

Но для начала, кратко отметим этапы развития музыкальных субкультур. Развитие музыки до 20-го века сложно назвать бурным. Собственно, кроме народной музыки, существовала только классическая (как её принято называть сегодня) и её более упрощённые вариации. Народная музыка, будучи прикреплённой к обычаям, традициям и укладу жизни большинства, уже только поэтому не могла стать основой для какой-то отдельной субкультуры, она не содержала, требуемых для этого, факторов выделения представителей субкультуры из общей массы. Классическая была, в первую очередь, доступна высшим сословиям, и имела строго установленный характер. Эта музыка строго соответствовала канонам создания музыки, выработанным в течение столетий, и давала мало возможностей для эксперимента. Следует отметить, что в 20-м веке такие эксперименты, всё же были сделаны – атональная музыка, неоклассика, минимализм. И это говорит о том, что помимо стилистических особенностей для возникновения музыкальных субкультур, в то время (до 20-го века) не хватало других необходимых факторов. Основным из них, по моему мнению, является возможность быстрого распространения информации (в том числе и музыкальной), что в 20-м веке, с развитием, необходимых для этого технических средств, позволило создать массовую культуру, как таковую. Главным механизмом массовой культуры является искусственно создаваемая мода на тот или иной «культурный продукт». В 19-м веке таких технологий ещё не существовало, что и обусловило наряду с неразвитостью стилистического разнообразия музыки, невозможность образования музыкальных субкультур. Заметьте, что в области науки, которая тогда бурно развивалась и в области политических течений, с нею связанных, определённые объединения молодёжи уже появлялись. Это были, конечно, люди, вовлечённые в эту науку (студенты, преподаватели), именно поэтому данные «предсубкультуры» не могли быть массовыми.

Также и в отношении литературных субкультурных течений можно сказать, что в начале 20-го века появились те же дадаисты и футуристы, и многие другие, но по тем же причинам они также не стали массовыми. Это были объединения людей, вовлечённых в данный вид искусства, люди посторонние, не интересовавшиеся новыми веяниями искусства, о них могли никогда и не узнать. В отличие от этого, в наше время, о различных субкультурах подросток может узнать из телевизора. Никогда специально их не искавши, и даже не предполагавши об их существовании, он случайно натыкается на телепередачу (или рекламу, в которой в последние годы повсеместно используется имидж различных субкультур) и в нём пробуждается интерес.

Первая музыкальная субкультура появляется с первым независимым (от сословных или традиционных факторов) музыкальным стилем – джазом. Эта субкультура ещё очень неясно выражена, она практически не имела присущих всем последующим культурам атрибутов в одежде. Одеждой для тогдашних любителей джаза, так же как и для людей, исполнявших эту музыку, служили классические костюмы с галстуками. Но это культура имела явную (даже если она не высказывалась) политическую и социальную позицию – антирасизм. Джаз играли в основном чёрные, и те, кто его слушали, показывали свой протест против расовой дискриминации, существовавшей тогда в США. Во времена джаза понятие массовой культуры ещё только зарождалось, и основные технологии ещё проработаны не были. Следующей субкультурой стали битники. Это уже субкультура во всех смыслах, со своим имиджем, мировоззрением и, конечно же, музыкой. Именно субкультура битников стала предтечей и основой хиппи. Уже в это время, в среде студентов-битников начинают распространяться левые идеи. Информации об этой субкультуре не много, но её заслуги в формировании культуры хиппи огромны. Можно сказать, что битники стали авангардом хипповской революции 60-х годов.

1960-е годы – эпоха взрыва молодёжи, взрыва вполне объяснимого. Послевоенное американское и европейское общество, в котором развивается капитализм, и ценности культуры потребления, в котором существует масса запретов и норм, должно было взорваться. И этот взрыв случился. Взрыв длительностью в десятилетие (хотя точные рамки, конечно, определить сложно). Сейчас много можно услышать об этой культуре. Много негативного, иногда позитивного, а чаще шутливого, как о рудименте давно ушедшей эпохи. А ведь, культуру хиппи нельзя сводить к наркотикам и сексу. Культура хиппи пыталась создать альтернативу капиталистическому потребительскому миру, состоящему из работы и дома, в которых всё разложено в согласии с определённой иерархией. Именно из среды хиппи новые левые получили массовую подпитку. Среди хиппи были популярны многие философские и политические идеи левого толка. Достаточно вспомнить о коммунах, которые повсеместно организовывали хиппи на основах самоуправления. Я не буду расписывать всех нюансов и достижений данной субкультуры, это уже сделали многочисленные авторы, занимавшиеся изучением субкультур. Хочу только отметить значение музыки в данной субкультуре. Движение хиппи создало рок музыку как таковую, выделив её из блюза. Именно благодаря им начинается движение и развитие рока.

В начале 70-х годов, движение хиппи пошло на спад, что было вызвано, в первую очередь тем, что представители движения повзрослели, а мир, в котором они жили, изменился. Хиппи превратились в яппи, успешных представителей среднего класса. А рок музыка стала вполне приемлемым, то есть включённым в мейнстрим, стилем музыки. Рок музыканты ездили на лимузинах, жили в дорогих особняках, а свои песни записывали в профессиональных студиях.

На этом фоне произошла вторая молодёжная революция – панк революция. Движение панков, в отличие от хиппи, изначально, вообще не имело в своей основе никаких политических и социальных идей. Оно представляло собой бунт молодёжи против стереотипов общества, против зажравшихся музыкантов, в общем, против того, что их не пускали ни на экраны телевизоров, ни в прессу, никуда. Везде нужны были образцово показательные представители молодёжи, которые стремятся стать достойными членами общества (в чётко установленном смысле этого слова). И хиппи, и панки стремились отличаться от серых однообразных представителей массы. Но отличались они по-разному. Если имидж хиппи исходил из их увлечённости всевозможными восточными философско-религиозными течениями и стремлением быть естественнее, то отличия панков – это желание выглядеть ярче любым способом. Ещё одним важным отличием является то, что панк субкультура всегда была несравнимо агрессивнее субкультуры хиппи. Этому можно искать разные причины. Во-первых, панк культура начиналась не со студентов, а с выходцев из бедных районов. Во-вторых, опять же, первоначальная безыдейность панков. В-третьих, панк ведь был революцией против продукта хипповской революции – рок музыки.

Но, как и первая молодёжная революция, панк революция закончилась включением данного стиля в мейнстрим. Коллективы, основатели данного стиля, подписали выгодные контракты со звукозаписывающими лейблами, одежда «в стиле панк» стала выпускаться и продаваться в магазинах. Идея о том, что нужно быть непохожим на других превратилась в лицемерие, потому что панк культура, как и остальные субкультуры до и после неё, окостенела, установив строгие рамки в одежде и музыке. Панк революция была куда менее длительной, всего несколько лет (если считать некоторые волны независимого панка после того, как Sex Pistols и прочие вошли в индустрию коммерческой музыки).

Политические идеи в панк пришли уже на исходе революции, сформировав направление анархо панка, которое живо до сих пор и о котором я буду говорить дальше.

Панк революция стала вторым и последним, на сегодняшний день, бунтом молодёжи, организованной вокруг музыки. В 90-е годы было повальное увлечение гранджем, чуть позже поп-панком, но это не носило того характера революции и сопротивления, которые были у хиппи и панков. Резонно задаться вопросом: почему? Ведь многие проблемы общества так и остались нерешёнными? Или может, главной движущей силой было желание детей вырваться из-под влияния родителей? Так и сейчас, проблема «отцов и детей» никуда не делась. Почему же она не выливается в очередную революцию молодёжи?

Ответ нужно искать в развитии западного общества, а точнее всё в той же массовой культуре. С появлением самого понятия, с развитием средств трансляции модных музыкальных (да и любых других новшеств) через океаны мгновенно, появились и субкультуры. Главным техническим достижением в этой сфере стало телевидение, повсеместное распространение которого к концу 50-х годов (Европа уже восстановилась после войны) и совершило этот взрыв. Но в то время, ещё, видимо, не до конца были поняты все возможности управления и манипуляции людьми с помощью моды и масскультуры. Окончательно механизм сформировался только после панк революции, когда «продавцы культуры» поняли, что люди нуждаются в бунте, обновлении, в постоянном движении. А значит нужно им его давать, и зарабатывать на этом деньги. В итоге, всё новое и революционное очень быстро поглощается мейнстримом и становится очередной статьёй доходов для предприимчивых людей. Мейнстрим требует обновления, притом постоянного, на место «поглощённого бунта» должен приходить новый. Ярким свидетельством этого является та же левая антиглобалистская культура, которая уже давно стала частью мейнстрима. Майки с Че, палестинские платки, тысячи ребят, которые не очень то вникают в идеи, за то очень любят подраться с полицией (экстремальный спорт) на различных акциях протестов.

В рамках данных процессов происходит ещё один – атомизация культуры. Собственно, этот процесс является общим практически для всех сфер жизни. Даже на первичном уровне происходит атомизация индивида, что выражается во всё менее тесных связях между представителями социума. Этот процесс обусловлен развитием техники, повышающей независимость людей, и разрушением (исчезновением) традиционной морали, их связывавшей. Атомизация культуры заключается в появлении всё большего количества стилей и направлений. Правда, надо сказать, что на данный момент искусство подошло к границам возможного. Так в живописи есть стили, где в картинах нет сюжета, пятна краски и т.п. В музыке есть стили, в основе которых хаотические сочетания звуков. В литературе, это созданный ещё в начале века дадаистами – поток сознания. В итоге, ценность произведений такого искусства не в их качестве, а в их новизне и радикализме. Ими восхищаются, зачастую, только потому, что раньше такого никто не делал. В связи с этим можно долго рассуждать о понятии сенсации и её роли в нашей жизни, но это тема для другой статьи. В то же время, стандартные образцы искусства, понятные большинству и принятые ими, упрощаются до предела, превращаясь в ширпотреб. Не обходят стороной эти процессы и те направления и субкультуры, которые всячески пытаются отделиться от мейнстрима и не участвовать в его деятельности. В первую очередь это касается анархо панка.

Прежде чем перейти к обзору этой культуры, хочу сделать вывод о роли музыки в субкультурах. Музыка, во всех из них является лишь тем стержнем, вокруг которого появляется субкультура. Но очень быстро в субкультуре появляется своя форма одежды, и элементы (или целая система) мировоззрения. Вместе с этим, музыка, оставаясь необходимым, объединяющим всех членов субкультуры, признаком, отходит на второй план. Важным становится именно само ощущение общности (принадлежности к группе, которая, в свою очередь, отличается от других). А что является главным показателем принадлежности к этой группе (субкультуре)? Конечно же, внешний вид. Именно поэтому для большинства представителей любой из субкультур (особенно крупных) всё, зачастую, начинается с имиджа, а музыка принимается ими как должный элемент. На этом, кстати, для большинства всё и заканчивается. Это «бунт», порождённый мейнстримом (искусственно распространяемая мода) и объективными тенденциями развития общества (его атомизация во всех сферах жизни). Ответить на вопрос, почему именно музыка стала стержнем, объединяющим людей в субкультуры, однозначно нельзя. Главные факторы, определившие её роль, по моему мнению, следующие:

  1. Музыка является единственным видом искусства, которое можно использовать в качестве фона. А значит, она сопровождает нас в течение всей жизни.
  2. Музыка – популярный вид развлечения, так как именно она является основой танца, который, в свою очередь, сближает людей.
  3. Музыкой могло заниматься больше людей нежели, к примеру, кино, так как она требует меньше специального оборудования.
  4. Музыка живое искусство, объединяющее людей в процессе исполнения её на концертах.

На мой взгляд, именно эти факторы определили значение музыки в создании субкультур.

Теперь о социальном в музыке, и в субкультурном мировоззрении. Различные политические и социальные идеи, как я уже писал, присутствовали в большинстве субкультур, но мало где они составляли единственную и главенствующую часть субкультуры. Впервые это можно отметить только в анархо панк субкультуре. Данное течение в панке появилось во время заката панк революции. Первыми группами, явно определившим свои анархо взгляды, принято считать Crass и Conflikt. С тех пор, по всему миру в панк культуре всегда было и есть анархо направление, самое непримиримое и политически активное, которое всегда пытается быть независимым и вне массовой культуры.

В одно время с панком, в бедных районах США, бурно развивалось направление в молодёжной культуре, которое получило название хип хоп. Данная субкультура сильно отличалась от всех остальных. Во-первых, это была чёрная культура, и долгое время среди белого населения она была мало распространена. Во-вторых, эта культура изначально имела социальные корни. Не политические или философские, а именно социальные, то есть те, в основе которых были не идеи, а реальные проблемы. Не имея средств для того, чтобы играть музыку (ведь нужны инструменты), бедное чёрное население создало свою форму выражения – речитатив, который уже впоследствии был положен на простую ритмичную музыку – бит. В рамках хип хоп культуры был создан свой танцевальный стиль – брейк данс; и новый вид изобразительного искусства – граффити, который позже был перенят многими другими субкультурами.

Возможно, у вас возникнет вопрос: почему я пишу именно об анархо панке и хип хопе, почему их сравниваю? Эти два стиля (культуры) я выбрал именно по признаку «социальности». И тот и другой изначально имели в себе идейную базу. Анархо панки, называют свою музыку социальной, придерживаясь конкретной политической концепции. Хип хоп появился, как способ сказать о своих проблемах. Сразу стоит оговориться, что я не буду рассматривать в данной статье модный хип хоп, темой для которого служат вечеринки, машины, одежда и т.д., как не буду рассматривать и поп-панк. Эти два стиля носят чисто развлекательный характер и являются ещё одним примером того, как любое искусство поглощается мейнстримом.

Главное о чём я хочу сказать – это разделение понятий политическое и социальное. Анархо панк, в основной своей массе, является политическим, но не социальным. Хип хоп является социальным, но не политическим. Тексты большинства анархо панк групп представляют собой набор лозунгов, то есть агитационную листовку, положенную на музыку. Эти тексты говорят, с помощью фраз-штампов, что хорошо, что плохо, и проповедуют светлое будущее. Но разве может это показаться реальным тому, кто страдает от конкретных проблем, и кому «не светит» дожить до этого будущего? Однообразие и примитив этих текстов приводят к тому, что каждый думающий человек увидит пустоту, сквозящую из них. Большинство самих поющих особо не вникают в эти идеи, ограничиваясь познаниями из нескольких журналов и листовок. Очень редко можно встретить анархо-панк группу, с настоящей социальной лирикой (хороший пример – группа Deviation). Хип хоп же, крайне редко политизирован, но зато он насыщен личными текстами, которые не предлагают усреднённый вариант всеобщего счастья (на уровне теории), а поёт о реальных проблемах конкретного человека (на уровне реальной жизни). Там часто не дают путей решения, но зато высказывают мнение по темам, мнение реального человека, не ограниченное установками идеологии.

Кто-то, возможно, скажет, что своей безыдейностью хип хоп вошёл в мейнстрим без какого-либо сопротивления. Я не буду спорить, что хип хоп часть мейнстрима, и даже записи социально ориентированных групп не плохо раскупаются в некоторых странах. Причины этого я уже описал (смотрите выше о бунте и мейнстриме). Однако анархо панк, который пытается выпускать записи по принципу D.I.Y. (сделай сам), также стал частью мейнстрима. Он просто создал альтернативный мейнстрим, который ничуть не перечит официальному. Он использует те же носители, что и крупные компании звукозаписи, а значит, участвует в индустрии. Это просто сеть независимых лейблов, которые выпускают СВОЮ музыку для СЕБЯ. Такой подход не является борьбой с современной музыкальной (и любой другой) индустрией, потому что независимое движение (в этой области) всё равно не может достигнуть полной независимости (хотя бы в ресурсах – диски, оборудование и т.д.). Это отдельное направление производства и потребления для членов одной субкультуры. Конечно, данное направление является важным, так как позволяет объединить независимое искусство и создаёт пути для его распространения. Но оно не является альтернативой мейнстриму, так как связано с ним.

Подытоживая, хочу сказать:

  1. Музыка не должна превращаться в агитационные листовки. В ней должен оставаться интуитивный эмоциональный компонент искусства, то, что делает творчество отдельной сферой жизни общества.
  2. Настоящая социальная музыка исходит из реальной жизни, то есть, наполнена бытовыми проблемами, а не теоретическими рецептами счастья на все случаи жизни.
  3. Массовая культура, благодаря своим техническим возможностям (в первую очередь средствам связи и массовой информации) породила явление молодёжных субкультур, а также процессы атомизации и смены этими субкультурами друг друга.
  4. Культурный протест является необходимым условием развития культуры, в том числе и мейнстрима. Самые радикальные противники мейнстрима обычно поглощаются им в первую очередь, так как являются наиболее интересными для падких на сенсации обывателей, а также наиболее простой (будучи рассчитанным на пропаганду среди молодёжи) подпиткой массовой культуры и шоубизнеса.