Настроить, Войти
13. Национальная идея. Заметки об её значимости.
автор гость, дата 2007-12-03 13:39, исходное сообщение, textile

Основа любой серьёзной правой идеологии – национальная идея. Я не буду рассматривать убогие ультраправые идейки, так как в них, само понятие национальной идеологии искажено донельзя. Тема данной статьи национализм, основанный на уважении своей истории и культуры, ничего общего с нацизмом не имеющий.

Национальная идея представляет собой понятие, которое в своей основе имеет мифы. Во-первых, национальная идея не является неким рациональным материальным конструктом, она всецело принадлежит к духовной культуре. Во-вторых, рамки национальной идеи определить очень сложно, ведь у каждой нации имеются свои особенности и вариации. В-третьих, большое значение для построения этой идеи имеют различные легенды и мифы из прошлого нации. Но, несмотря на свою мифическую сущность, она выполняет ряд реальных необходимых функций. Для того чтобы определить, какие именно, нужно обратиться к самому понятию нации. Можно давать разные определения нации, их существует великое множество. Обычно отмечают, что нация – это группа людей, объединённая общим языком, историей, культурой, хозяйственной деятельностью, и осознающая своё единство, то есть владеющая национальным самосознанием. По моему мнению, на сегодняшний день, важнейшим фактором является именно национальное самосознание. Также, немалое значение имеет язык и история. Об общей территории и хозяйственной деятельности говорить не имеет смысла, так как многие диаспоры, которые принадлежат к нации, живут за тысячи километров от родной земли, а многие живущие на Родине ни к какой нации себя не причисляют, языка и истории не знают. Яркий пример – белорусы, диаспора которых в США помнит о своих национальных корнях и своём языке, в то время как большинство населения Беларуси, называя себя белорусами, не знают ни своего языка, ни истории, и национальным самосознанием не обладают.

Для того чтобы национальное самосознание у народа было, его необходимо сохранять и поддерживать. Именно для этого и нужна национальная идея. Она, представляя собой, комплекс из мифов, исторических фактов, культурных особенностей и памятников культуры, «насыщает» людей информацией, порождая национальное самосознание и самоидентификацию этих людей.

Среди представителей левого движения распространено мнение о пагубности такого рода идей, да и вообще отрицательное отношение к понятию нации. Однако национальные различия имеют большоё значение. Во-первых, они сохраняют память о прошлом, не давая умереть культурному разнообразию под натиском глобальной массовой культуры информационного общества. Во-вторых, человек, который интересуется историей и культурой своей страны, всегда знает, что его культура развивалась в тесной связи с культурами других народов. Соответственно он никогда не скатится к нацистским или расистским идеям, понимая их противоречия с национальной идеей. Это ещё раз доказывает, что нацисты не знают истории и культуры своего народа и их идеи иллюзорны и абсурдны. Знание своих национальных корней является фактором, который помог бы распространению настоящего антифашизма, а не «аполитичного», каковой сейчас появляется повсеместно. И неудивительно, что через пару месяцев, «аполитичные антифашисты» становятся фашистами. И в том, и в другом случае оставаясь абсолютно безыдейными.

Однако хочу высказать несколько замечаний относительно белоруской национальной интеллигенции и их подхода к национальной идее. На сегодняшний день, национальная интеллигенция Беларуси много делает для сохранения национальной культуры. Но эти действия касаются возрождения памятников культуры прошлого, то есть этнографической, исторической, библиотечной сфер деятельности. Выпускаются книги о событиях истории, переиздаются книги классиков нашей литературы, собираются фольклорные материалы. Это всё, безусловно, нужно. Но культура не стоит на месте, и в странах Европы создаётся новая культура, которая давно идёт впереди нашей. Деятельность по сохранению культуры прошлого там является одной из сфер деятельности, но не единственной и не самой главной. У нас, конечно, тоже есть попытки создания современной культуры. Но, во-первых, их мало. Во-вторых, они либо связаны всё с той же культурой прошлого, либо являются копией основных тенденций мировой массовой культуры. Понимаю, что в условиях современной Беларуси сложно создавать культуру, которая не востребована большинством, но многие великие творцы работали и в худших условиях. Национальная идея должна использоваться не только правыми, но и левыми, чему, кстати, в истории Беларуси есть немало примеров. Однако национальная культура не должна слишком сильно зависеть от национальной идеи, так как это чревато затягиванием её в прошлое. Культура же должна жить настоящим и отражать современную ей реальность или «дух эпохи». Только такая культура может быть востребована.