Настроить, Войти
14. Религия и мораль. Размышления о «ритуализме» и вере.
автор гость, дата 2007-12-03 13:41, исходное сообщение, textile

В предыдущих статьях я неоднократно упоминал тему морали, и проблемы её упадка в современном обществе. В связи с этим, хочу поговорить о религии. В течение долгого времени для европейской цивилизации, единственной основой морали была христианская религия. В других странах, также существовали свои религии, которые формировали мораль. Основа морали и её взаимосвязь с религией в разные эпохи – это тема серьёзного научного исследования, и формат статьи не позволяет в неё углубляться. Да и это не важно для темы данной статьи. Здесь я хочу поговорить о вере, религии, ритуалах и морали, об их взаимосвязи. Михаил Александрович Бакунин в своей работе «Федерализм, социализм и антитеологизм» большое значение придавал освобождению людей от власти религии. Важной заслугой французской революции, по его мнению, было то, что она положила начало этому освобождению. Бакунин противопоставлял науку религии, доказывая, что природа религии лежит в человеческом воображении, что Бог – это отражение человека. Но при этом, он отмечал, что, наделяя Бога неограниченными возможностями, человек лишался их сам, попадая в зависимость от Бога. Только освободившись от власти религии, люди смогут почувствовать свою свободу и свои возможности.

Михаил Бакунин прекрасно описав природу религии и её негативные последствия, не учёл одного – той роли, которую религия играла в создании морали. Сегодня, в странах Запада и в странах бывшего соцлагеря, религия давно потеряла свои позиции. При этом этот процесс у нас и в странах Запада происходил по-разному. На Западе, на смену религии постепенно пришла наука, освободив путь для развития рациональной морали капитализма, которая подменила духовные ценности ценностями материальными. У нас же религию искореняли жёсткими мерами запрета, заменив её тоталитарной идеологией большевизма. В итоге, после распада СССР и краха этой идеологии, народ начал искать опоры. И нашёл её, снова таки в религии. Почему самые ярые коммунисты стали фанатичными православными? Потому что думать самостоятельно они не могут, им нужна идеологическая установка. И они её нашли. Здесь хочу сделать несколько замечаний касательно отношения к религии людей.

Я не питаю иллюзий насчёт того, что во времена засилья религии, духовные ценности, на самом деле, превалировали над материальными. Человек по своей природе всегда был собственником, а собственность материальная всегда более осязаема и понятна, нежели духовная. Да и для обеспечения тела (поддержания жизни) нужна именно материальная собственность. Но в то время, хотя бы внешне, духовным ценностям отдавался приоритет. Вы скажете: какой смысл в этой показухе? Вообще-то смысла бы в ней не было, если бы не один нюанс. Люди верили в эту показуху, потому что они верили в Бога. И соответственно, стремясь к накоплению богатства, они делали это с оглядкой на религиозные догмы (религиозную мораль), что являлось сдерживающим фактором.

Религиозный культ, со всеми его обрядами и традициями, постоянно, в течение всей жизни человека, напоминал ему о существовании религии, и его связи с ней. С развитием капитализма потребовались изменения в религии, которые и произошли ещё в самом начале его эпохи. Эти изменения получили название реформация, в ходе которой появились новые христианские протестантские конфессии. Они то и заложили основу потребительской морали. Сами по себе они, конечно, не проповедовали потребительства, но в них был заложен один важный постулат. Согласно основным направлениям протестантизма, то, как будет жить человек, предопределено Богом. И соответственно, если ты богат, то так угодно Богу, а если ты беден, то Бог не поддерживает тебя. Естественно, это было стимулом к экономической деятельности. Важность этого фактора отмечал известный социолог Макс Вебер, хотя, конечно, нельзя сказать (и Вебер это отмечал), что этот фактор единственный или определяющий, он один из многих. Если бы мораль современного общества основывалась на религии протестантизма, то мы бы вместе со стремлением к накопительству, всё же избежали многих негативных явлений (алкоголизм, наркомания, безверие и т.д.), свидетельствующих об аномийном состоянии общества.

В условиях, когда религия потеряла свои позиции, в том числе и в качестве основы морали, изменился и сам подход к ней. Сегодня, подавляющее большинство «верующих» на самом деле ни во что не верят. По моему мнению, их правильнее называть «ритуалистами». И вот почему. Во-первых, современное развитие общества и роль науки в его жизни, освободили людей от страха перед Богом, так как наука позволила объяснить многие явления, которые раньше пугали людей. В то же время, в мире осталось много непознанного и необъяснимого, что часто толкает людей на поиск объяснения в религии. Но главное, что толкает людей в религию, это поиск поддержки. И не последнее место в этом занимает всё то же состояние аномии. Какая разница, спросите Вы, между поддержкой, которую в религии искал средневековый человек, и той поддержкой, которую ищет современный? Разница в системе морали. Мораль средневековья была полностью подчинена религии, даже сословные различия морали религия объясняла. Сегодня же существует две системы морали. Одна – религиозная. Вторая – потребительская, сугубо материальная. На Западе, потребительская мораль установилась достаточно прочно, дав людям возможность достигать многих её ценностей. На место духовной составляющей морали пришли ценности гуманизма и толерантности. Эти факторы позволили, хотя бы немного сгладить аномийные тенденции, однако проблему они не решили, так как цельной общепринятой морали всё равно нет. Это подкрепляется ещё и тенденцией к атомизации общества, которая вообще ставит под сомнение возможность создания единой (хотя бы для большинства) морали.

У нас же, гуманность и толерантность вообще не являются ценностями (для большей части населения). Потребительские ценности не достижимы для большинства населения, что порождает состояние аномии. Эта проблема усугубляется огромными темпами (об этом подробнее в следующей статье). Естественно, что население ищет моральной поддержки в различных религиях. Об этом ярко свидетельствует развитие всевозможных сект. Но подавляющее большинство, в силу ряда причин (традиционность, конформизм и т.д.) предпочитают сектам, традиционные конфессии. При этом потребительские ценности их также интересуют, и одни другими они заменять не хотят. Стремление получить и то и другое находит отклик в современной церкви. Она продаёт населению духовные ценности. Это простое и удобное решение противоречия материального и духовного. Продажа индульгенций была широко распространена и в средние века, но тогда, кроме этого, как я уже отмечал, у людей была вера. Теперь же религия для большинства скорее является запасным вариантом (а вдруг всё это правда, и после смерти грядёт страшный суд?). В итоге, большинство современных церквей превратились в магазины по продаже индульгенций, а большинство, так называемых верующих, приходят в церковь по праздникам, считая, что в этом и заключается вера. Некоторые, особенно рьяные, приходят каждое воскресенье. Но никто из них не живёт по заповедям. Они только соблюдают ритуалы. В итоге, если вдуматься, получается что они самые страшные грешники (пользуясь христианской терминологией), потому что они продают и покупают Бога. Духовенство всегда играло важную роль как политическая сила, сейчас же, с потерей своего духовного влияния, оно превратилась в группу успешных бизнесменов. Такая религия не может стать серьёзной основой для новой морали, потому что она полностью вписана в систему потребительских отношений.

Однако я хотел не только показать негативные тенденции в развитии морали и религии, но и отметить важность веры для каждого человека. Все мы во что-то верим. Кто-то в Бога, кто-то в науку, кто-то делает Богом политическую идеологию, твёрдо следуя ей. И всем нам нужна вера, ведь без неё мы скатимся в бездну отчаяния и гибели. Весь вопрос в том, есть ли разница во что верить? Я считаю, что разница огромна. Вера в Бога имеет важное отличие от всех остальных видов веры, она предполагает наличие сверхъестественного мира. Этот мир признаётся высшим по сравнению с реальным, а значит, он является для верующего ограничителем в его действиях. Вера же в реальные вещи (идеологии, науку, деньги и т.п.) не ставит перед человеком никаких моральных ограничений, делая всё дозволенным. Последствия этого мы видим в нашей эпохе, когда религия лишена веры и превратилась в совокупность ритуалов, а мораль лишена духовной основы (которая ограничивает), и свелась к набору материальных ценностей. Все духовные качества и ценности (которые могли бы стать заменой религии), либо являются мало распространёнными, либо ставятся на второе место после материальных.

В конце хочу сделать оговорку. Разговор о вещах, имеющих нематериальную природу довольно не однозначен. Так, нельзя сказать, что те, кого я называю ритуалистами, вовсе не имеют никакой веры в Бога. Имеют, но она находится на примитивном (первобытном) уровне, и ритуалам они отдают значительно большее значение.