Наконец-то на “Чёрном Петрограде” у меня была возможность приобрести “Rebel Desire #2”, который, судя по материалам, вышел уже весною. И этот “журнал анархического и хардкор панк действия” представляет интерес и для тех анархистов, которым хардкор-панк по барабану – только, к сожалению, к человеку, далёкому от хардкор-панк-сообщества, он, скорее всего, случайно не попадёт.
Есть за что похвалить. Коллектив не жалел ни леса, ни денег, выбрал приличный кегель, не переполнял пространства, следовательно читать приятно. Гламурная цветная обложка по всем правилам жанра, на передней – драка с мусорами, на заднеё – намёк на примитивизм.
94 страницы, и всего одно музыкальное интервью на шесть страниц (или два на двенадцать страниц, если читать таким также интервью со Стасом Почобутом, которое, конечно, намного больше, чем музыка). Всего восемь страниц обзоров концертов и музыки, а всё остальное в журнале – по делу. Я, конечно, с нетерпением жду, когда появятся хардкор-панк-зины, которые вообще не пишут о музыке, но пока “Rebel Desire #2” ближе всех остальных к совершенству в этом плане.
Я не врубаюсь, зачем название зина на английском, да и название коллектива вообще уже настолько длинное и пафосное, что даже непонятно, что это означает. Скорее всего это стёб над всеми группами,которые выбирают себе такие названия на английском, которых они сами не понимают.
Колонки на порядок лучше, чем в большинстве российских панк-хардкор-журналов, для которых обычно собирают колонки ни о чём только потому, что такие колонки есть и в “Maximum Rock’n’Roll”е. Особенно понравилась чёткая позиция против любого патриотизма в колонке Пятника, спровоцированная какими-то патриотическими загонами в “Инсомнии”. Правда, мне интересно, мог ли такую реакцию спровоцировать какой то текст за “левый национализм ради сохранения белорусской культуры” в каком то белорусском зине?
Читая плоды белорусской тусовки, даже чуть жаль, что в итоге режим Лукашенко всё равно рухнет, в стране будет обычный капитализм и 95% панков и харкорщиков там будут такими же, как везде в остальном мире,то есть занятыми не подобным творчеством, а наркотиками и позёрством.
Но конечно приятно не только похвалить, но также и наехать, благо есть за что. Самый позорный текст номера, безусловно, – текст о ситуационистах, написанный “Spazzz Magazzz-Lee”м (“Реки революции возвращаются к истокам, чтобы течь снова”). В самом начале исторически никак не обоснованный наезд на Дуррути в лучших традициях чёрной сталинистской пропаганды. Остальной текст в основном о ситуационистах,с некоторыми фактическими ошибками (SI был создан не в 1952-ом а в 1957-ом году, не леттристы создавали панк, Ги Дебор в событиях 1968ого года в Париже не участвовал и.т.д.), но прежде всего раздражает искажение взглядов ситуационистов, поскольку от текста возникает ощущение, что они были просто очередной богемной арт-тусовкой, которые занимались всякими приколами. Да, они такими были в начале, и были не менее снобистскими, нежели любая богема, но они порвали с миром искусства уже в 1962-ом году и исключали из интернационала всех, кто далее посмел заниматься искусством. У них были совершенно чётко определённые политические взгляды (они были марксистами, поддерживали идеи немецких и голландских рэтекоммунистов 1920-1930х годов), в своем журнале они тщательно следили за общественными протестными движениями во всём мире. И никакими “карнавальными формами протестов” или “последовательными отказами от иерархии внутри движения” они не занимались, это всё разработки совершенно других людей много лет спустя, если и со вдохновением от ситуационистов, то с большой дозой собственной интерпретации.
Конечно, каждый автор отвечает только за свои тексты, но в совокупности от журнала возникает ощущение о некой “общей линии” (согласно заголовку, “анархическое хардкор панк действие”), о которой тоже можно кое-что сказать.
Постмодернистская культура по сути является только суммой бесконечного множества разных субкультур, их пересечений и вариаций. Каждый из них создает свои гласные и негласные нормы и языки, цель которых – огородить своё пространство от всех других субкультур. В частности, почти в каждой субкультуре присутствуют понятия “подлинного” и “продажного”, при этом после одного единственного неверного, нестильного шага человек может попасть из первой категории во вторую, по причинам, которые посторонним кажутся совершенно произвольными. Одной из самых пуританских и догматических субкультур является хардкор-панк, и я к этому не имею претензий – субкультуры это всегда добровольная игра, и кто в этой игре участвует, должен мириться с правилами. Проблемы начинаются только тогда, когда эти субкультурные, произвольные нормы начинают экспортировать на чужую территорию, то есть, в анархизм.
И в этом “Rebel Desire” – прекрасный пример, можем взять интервью с участником коллектива “CrimethInc.”, в ходе которого участник наезжает на группу “the Clash”, или предисловие к зину, в котором захваливают “Koepi” за то, что они не предоставили площади для концерта “Rage Against the Machine”. Но сами эти команды не критикуют по существу (за неоднозначное отношение к авторитарному марксизму), а лишь за несоблюдение “хардкор-панк законов”, то есть, они типа себя “продавали”.
Тот факт, что у “CrimethInca” нет своей типографии, уж тем более леса или бумажных комбинатов, то есть когда они печатали сотни тысяч экземпляров четырёхцветной брошюры “Fighting for our lives” и тысячи экземпляров глянцевых журналов “Rolling Thunder” на высококачественной бумаге, и таким образом спонсировали крупную бумажную промышленность десятками или даже сотнями тысяч долларов, никого не возмущает. Мы все совершаем компромиссы с крупными корпорациями и с государством в каждый день, и тем более мы вынуждены совершать их, если мы не стремимся переехать в пещеры, а стараемся заниматься общественной деятельностью. Но по законам хардкор-панка, одни компромиссы караются анафемой, а другие – нет, и критерии выбора если не совершенно произвольные, то, по крайней мере, понятные только представителям хардкор-панк субкультуры.
Если участники “CrimethInc.” хотят наезжать на кого-нибудь за их компромиссы, пусть собирают листья деревьев в лесу и рисуют свои телеги на них углём. Но вообще я уважаю “CrimethInc.” по причинам, совершенно противоположным причинам, по которым их уважает “Rebel Desire”, – не за “соблюдение DIY”, а за то, что они в определённом смысле шли вопреки нему. Когда для большинства DIYников главное – сохранять неприкосновенность и элитарность своего узкого круга, “CrimethInc.” подставил перед собою цель распространять свою точку зрения как можно шире. И чтобы их тема проникла повсюду, они её оформляли как можно более модным образом, при этом в основном эти ребята шарят в идеях и истории анархизма и ситуационизма, и крупных ляпов у них в этом плане нет. Собственных идей они особенно не добавляли (если не считать таким борьбу с дезодорантом), но им удалось упаковать старые идей в таком пакете, который капризный современный молодой потребитель готов воспринять. Они прекрасные популяризаторы, то есть занимаются попсой в буквальном смысле слова, когда среднестатистическому DIYнику любая популяризация – от Сатаны. И если большинство поклонников “CrimethInc.”a не так поняли его идеи (то есть, не стали творческими революционными личностями, а просто перестали мыться и стали паразитировать на кормушке ФНБ), виноват не “CrimethInc.”, а общество вокруг.
В лучшем случае отношение между анархизмом и панк-хардкором может быть взаимовыгодным, в худшем случае означает фальсификацию истории анархизма и путаницу её идей с какими-то панк-хардкор догмами. В “Rebel Desire #2” представлены оба варианта этих взяимоотношений.
S2W
Ну, если уж вы это прочитали до вынесения собственных суждений, то это значит, что всё это вам действительно интересно и вам пора заказать себе журнал и судить самим. Цена – 1.5$, от 10 штук и больше – 1$ за каждый.
rebel scene enemy dreamers’ collective а/я 33, Минск, 220123, Беларусь rusel13@gmail.com
взято с сайта avtonom.org