В истории были нередки случаи, когда во время военных диктатур на должности начальников очагов интеллекта, духовности и вольнодумства назначали генералов. Чаще всего на время (ибо нет ничего более преходящего, чем военная диктатура, - разве что грипп) превращались в казармы очаги вольнодумства и молодёжного радикализма – университеты. Так было в Испании после воцарения Франко, в Греции в период правления «чёрных полковников», в Чили во время хунты Пиночета... Но нигде, даже в этих странах, не додумались превращать в казармы музеи! Додумались у нас!!!
У нас, в Беларуси, военной диктатуры вроде бы не наблюдается: действует парламент, регулярно свои уличные акции устраивает оппозиция, выходят оппозиционные газеты: “Народная воля”, “Товарищ” и другие.
Но... любопытный прецедент наблюдается в последние месяцы в Гомельском областном краеведческом музее. Что такое краеведческий музей? Это обычно место встреч и общения людей, неравнодушных к истории, культуре своего края, своей малой родины. Это место соприкосновения, слияния двух потоков таких увлечённых людей: специалистов-профессионалов и энтузиастов любителей.
Как человек, увлечённый краеведением и неравнодушный к истории родного края, захаживал частенько к сотрудникам музея и автор этих строк, чтобы обсудить ту или иную проблему, находку, гипотезу... Но вот после назначения нового директора вход посторонним, т. е. таким, как я, крайне затруднён – мы якобы отвлекаем штатных сотрудников от работы. А самих сотрудников принуждают не творить, не созидать интеллектуальный продукт, а в первую очередь соблюдать трудовую дисциплину. Появились хронометристы с секундомерами, фиксирующие приход на работу и уход с работы сотрудников. Остался один шаг до надсмотрщиков с плетьми или конвоиров с карабинами.
Как-то незаметно яркие фигуры графа Петра Румянцева (основателя и первого владельца Гомельского дворцово-паркового ансамбля) и его сына (основателя главной библиотеки России) оттеняются на задний план и вперёд выпячивается довольно серенькая и тусклая фигура слудующего владельца – посредственного генерала Паскевича, славного не столько триумфальными победами, сколько грабежом персидских мурз и расправой над восставшими поляками и беларусами в 1830-31 гг.
В коридорах Гомельского областного краеведческого музея всё отчётливей витает “духан” солдатских портянок. Местные острословы уже за глаза называют нового директора по отчеству “Людоедович” (настоящее – Людвигович) и шутят, что скоро на музее появится мемориальная доска: “Казарма имени генерала Паскевича”.
Козьма Прутков