Двадцатый перевод посвящён такой важной фигуре послевоенной революционной политики, как Франц Фанон, и уже неоднократно переводимому в нашем проекте – Жан-Полю Сартру.
Франц Фанон — человек, который словом и делом повлиял на различные антиколониальные процессы и движения всего мира: в результате он сам вступил в Фронт Национального Освобождения в Алжире, но также идейно повлиял, например, на такие имена как Малкольм X и Чёрные Пантеры в США, Че Гевара на Кубе, а также многочисленные (революционные) движения национального освобождения Третьего Мира.
Мы взялись за перевод текста-введения (http://rebels-library.org/news/wp-content/uploads/2012/10/preface_sartre_fanon.doc), написанного, как говорит сам автор текста — французский философ Жан-Поль Сартр — человеком, принадлежащим к той стране и являющимся оплотом той цивилизации, против которой выступает Фанон в своей книге «Весь мир голодных и рабов».
Книга «Весь мир голодных и рабов», как уверяет Сартр, не была написана для колонизаторского европейского сознания, но скорей для коренных жителей, выходцем из которых был сам автор — Франц Фанон.
Эта работа может быть актуальна для Беларуси с той точки зрения, что мы тоже находимся в подчинённом положении: у нас стоит выбор перед существующей интеграцией с Россией, или интеграция в ЕС. Работа Фанона непосредственно связана с колониальными завоеваниями последней (Европы): становятся понятными, например, такие проекты как белорусский университет в Вильнюсе в свете идеи Фанона о подчинении европейским колониализмом какой-либо территории [Третьего Мира] через образование и вестернизацию местной элиты.
Также советуем почитать самого Фанона: несколько книжек на английском языке, включая большую книгу про него, находятся в нашей библиотеке. Для тех, кто читает только по-русский, предлагаем перевод отрывков (первой части) работы Франца Фанона «Весь мир голодных и рабов», изданный в сборнике «Антология современного анархизма и левого радикализма. Том 2» – http://lib.rus.ec/b/227655/read#t2
«Европейская элита взялась за создание элиты из местный жителей. Они выбирали подающих надежды подростков; они выжигали на них, будто бы раскалённым докрасна железом, принципы Западной культуры; они заполняли их рты полными высоко звучащих фраз: великими, клейкими словами, которые прилипали к их зубам <...> Для того, чтобы восторжествовать, национальная революция должна быть социалистической; если её карьера внезапна прервана, если национальная буржуазия приходит к власти, новое государство, несмотря на его формальную суверенность, остаётся в руках империалистов <...> мы должны достичь революционного социализма все вместе, везде, или, в противном случае, один за другим мы будем поражены нашими прошлыми хозяевами <...> Племенные несогласия ослабевают и стремятся к исчезновению: в первую очередь потому, что они контрреволюционны. Но более значимая причина заключается в том, что они до этого служили никакой иной цели, кроме как отклонять насилие от ложных врагов <...> если вы не жертвы, когда правительство, за которое вы голосовали, когда армия, в которой ваши младшие братья служат без колебания или угрызений совести, вынесли расовое убийство, вы, без тени сомнения, – палачи <...> Но если целый режим, даже ваши ненасильственные идеи, воспринять в контексте тысячелетнего угнетения, единственно ваша пассивность может послужить причиной того, чтобы поместить вас в ряды угнетателей».
Следующие книги в нашей библиотеке связаны с этой статьёй: