Этот текст написан небольшой группой российских анархисто:к. Мы не находимся в России и активно участвуем в революционной борьбе в другой стране. Мы разбираем текущее положение анархистского движения в РФ и эмиграции, его готовность к революционным событиям и делимся своими мыслями о том, что нужно делать сейчас.
Сегодня российское анархистское движение находится в плачевном состоянии. Однако это не повод опускать руки. Наоборот, во всех сложных ситуациях есть преимущества, которые необходимо использовать. И сейчас у российской эмиграции есть такая возможность.
Мы убеждены, что революция в России возможна и необходима. Анархистское движение обязательно должно принять участие как в свержении режима, так и в процессах общественных перемен при последующих политических режимах.
Без сильного движения мы не будем способны действовать слаженно и эффективно в предстоящих революционных событиях. Мы не считаем возможным успех анархизма на пост-советском пространстве без анархистских организаций — как открытых и социальных, так и боевых и подпольных. Поэтому в тексте мы призываем создавать организации для формирования сплочённого движения, которое может справиться с вызовами нашего времени.
Мы считаем нужным разбор положения российской политической эмиграции и стремимся извлечь из него полезные уроки. Наш анализ не полный и сосредоточен лишь на немногие аспекты, важные конкретно для нас. В процессе этих размышлений мы делаем критические замечания, в том числе с целью мотивации людей, которые посчитают высказанное в этом тексте интересным и важным. Мы пишем прежде всего для людей из России. Наше главное стремление — помочь распространению идеи о необходимости большего единства в анархистском движении, о потребности организованной борьбы и интернационализма как революционной традиции. В этом цели нашего текста.
Мы понимаем, что понятие «революционная борьба», как и многие другие формулировки, которые мы используем, могут быть непонятны и слабо соотносимы с ежедневной реальностью для многих читател:ьниц этого текста, наших близких друзей и подруг, и даже для тех, с кем мы разделяем эту самую борьбу. Мы считаем, что крайне важно определить для себя эту рамку, её понятие и значение. Необходимо представить себя в ней, сделать выводы о свой жизни и приоритетах. Это базовый компонент и стартовый шаг для личной и коллективной ориентации в текущих событиях, если мы хотим не только понимать их, но и активно участвовать в них как анархистское движение. Поэтому несмотря на весь дискомфорт, который может у вас возникнуть при чтении, мы просим вас обратить внимание на суть. В то же время призываем вас к дискуссии.
Другое важное для нас понятие — это БУР (Беларусь, Украина, Россия). Несмотря на то, что эта аббревиатура может показаться устаревшей или даже проблематичной, мы находим её довольно подходящей ввиду имперского проекта РФ и его последствий для Беларуси и Украины.
Анархизм и глобальный кризис
Не за горами третья годовщина полномасштабного вторжения России в Украину, а с начала войны прошло уже 10 лет. Эта война встряхивает геополитические карты, меняет военные доктрины, уносит сотни тысяч жизней, выводит на передний план преступления путинского режима и храбрость украинского народа перед лицом такой угрозы. В то же время, Израиль стирает Газу с лица земли, вторгается в Ливан, обостряются и другие долго тлеющие военные конфликты на Ближнем Востоке и за его пределами. Сегодняшнее положение дел на перифериях империй и в бывших колониях даёт нам ясные подсказки о возможных сценариях развития будущего. Количество войн будет больше, милитаризация будет расти, и всё больше людей будут выдавлены со своих земель, обречены на обесчеловечивание, положение мигрантского рабочего ресурса и биение о глухие стены визовых крепостей стран первого мира в попытках обрести правовой статус для своих семей.
В мрачной картине предполагаемого будущего идеи анархизма не теряют, а наоборот приобретают актуальность. Другие идеи общественной организации, не стремившиеся к радикальной прямой демократии, равенству, устранению притеснений человека и прекращению уничтожения планеты, уже доказали свою несостоятельность и катастрофичность. Тем не менее, проекты свободного общества далеко не везде на подъёме.
Где мы, анархист:ки, находимся в этой глобальной картине? Значительная часть анархистского движения Беларуси и России на сегодняшний день находится в эмиграции. Пытаясь обобщить и понять её ситуацию, мы можем обозначить некоторые мысли, которые, как мы надеемся, могут помочь нам в преодолении текущего состояния анархистского движения. Так как мы сами вышли из контекста внутрироссийского колониализма, наше понимание беларуской эмиграции основывается только на пересказах опыта нашими товарищ:ками и наблюдением за внешней работой, поэтому мы сконцентрируемся на том, что видели своими глазами и о чём имеем лучшее представление.
Вызовы, потери и надежды
Ситуация, в которой оказался анархизм в БУРе, довольно тяжёлая. В течение последних пятнадцати лет движение пережило серию поражений: провал протестов в России в начале 2010-х, вытеснение организованной анархистской силы из Майдана в Украине и приход к власти новой элиты, эффективные репрессии против анархистского движения в России и Беларуси, посадившие за решётку десятки людей, поражение протестов и восстания в Беларуси в 2020-м году, несостоятельность антивоенного сопротивления в России в 2022-м, приведшее к исходу тысяч политически активных людей и заключению сотен. Как движение мы потеряли и продолжаем терять товарище:к: смерть в бою или на улицах, самоубийства, тюрьмы. Но также свою роль играют и внутренние факторы, например, разочарование — многие ушли в поиске другого способа самореализации по жизни или ввиду многочисленных кризисов отношений внутри движения, включая межличностное насилие, инциденты которого часто оставались нерешёнными. При этом перечисленные проблемы не являются уникальными для нашего контекста, они встречаются во всех человеческих сообществах. В то же время, отчётливо можно видеть и надежду, и волю к переменам: уроки прошлого анализируются и выносятся на обсуждение, идёт работа над ошибками, товарищ:ки в застенках получают поддержку, а память о погибших в бою бережётся. Узни:цы и павшие напоминают нам о необходимости продолжать борьбу и стремиться к развитию движения.
Мы хотим особенно подчеркнуть значимость российской войны в Украине для анархистских движений в БУРе, потому что это событие, которое сбило привычный порядок. Разнообразие взглядов на участие в военных действиях украинских товарище:к обличили многие проблемы в понимании анархизма. Идеологическая зашоренность и догматизм некоторой части международного движения породила критику в сторону украинского движения и групп, которые поддерживают его в борьбе, пока в Украине происходят реальные бои, в которых погибают тысячи людей, в том числе и наши товарищ:ки. Украинский опыт крайне важен и актуален: работа Коллективов Солидарности, организация Антиавторитарного взвода, продолжение деятельности в условиях военного вторжения должны служить для нас примерами, а не становиться поводами для нападок.
Сейчас анархистское движение в БУРе немногочисленно и представлено в нескольких сферах: политзаключённые и их поддержка в Беларуси и России (например, Анархический Чёрный Крест — Беларусь и Зона Солидарности), вооружённый отпор российскому вторжению в Украину в рядах ВСУ под эмблемой Комитета Сопротивления и деятельность Коллективов Солидарности, партизанское движение (как БОАК, так и пленные анархо-партизаны и Чёрные Соловьи), коллективы и проекты, занимающиеся разноплановой работой (Антиджоб, Акратея, ДИАна, Чёрный Квадрат, Только Сами), эмиграция (Прамень, Эгалите́), книгоиздание и медиа [Автоном]. Также есть много людей, симпатизирующих анархистским идеям, но по той или иной причине не находящих себе место в существующей организованной деятельности, либо занимающиеся непубличными проектами.
Также стоит отметить, что положение анархистского движения в России имеет ключевое значение не только для российских анархисто:к, но и непосредственно для беларуских и украинских товарище:к. Диктаторский режим Лукашенко находится в полной зависимости от путинского, и стабильность последнего гарантирует сохранение первого, как и продолжение войны в Украине напрямую связано с развязанными руками верхушки РФ. Провалы и неудачи российского анархистского движения, невозможность организовать борьбу так, чтобы значительно дестабилизировать влияние империи в Беларуси и Украине, сковывают в потенциальных действиях товарище:к оттуда. Про эту взаимосвязь есть хорошая статья у Промня.
Проблема и потенциал эмиграции
Анархист:ки из БУРа довольно часто появлялись в европейских странах и до 2022-го года: уходили от репрессий, уезжали на учёбу или за работой, пересекали границы государств через горы и леса, чтобы наладить связи и дела в загранице. Сейчас же происходит более массовое явление. Основные волны эмиграции из России произошли весной и осенью 2022-го года, и подавляющая часть уехавших отправилась в близлежащие Армению, Грузию и Казахстан. Первые две страны стали пристанищами для большинства анархисто:к, левых, либерало:к и менее политически определившихся людей. Со временем там стали реализовываться разные проекты и инициативы, а само сообщество образовало своеобразные анклавы, не приобретя хороших связей с местными движениями. К сожалению, эту эмиграцию легче всего охарактеризовать как проблематичную с экономической, политической и культурной точек зрения. Бывшие советские республики до сих пор несут на себе последствия колонизации Российской империей и СССР, традицию которых сейчас продолжает Россия, удерживая своё влияние в этих странах. Волны российской эмиграции привезли с собой не только политических диссиденто:к, не сумевших продолжать жить при уже открытой агрессии режима и/или подвершихся репрессиям. С ними приехали неотрефлексированная колониальная культура, столичное потребительство в сфере услуг, рост цен и прочие проблемы, влияющие не лучшим образом на места, куда они прибыли. Это можно было бы охарактеризовать как новую стихийную и зачастую неосознанную колонизацию уже оккупированных российскими культурой и экономикой территорий. Это важно учитывать при разговоре о новой российской эмиграции, которую по масштабам и смыслам сравнивают с эмиграцией во время и после Русской Революции и советскими диссидент:ками. Тогда пути в основном лежали в Западную Европу и США, а эмигрант:ки находились в другом положении по отношению к местным культурам стран «первого мира».
Приближаясь в масштабах к более знакомой нам реальности и приглядевшись, можно сказать, что настроения в эмигрантских анархистских кругах и проектах в Грузии и Армении кажутся неоднозначными, а общая ситуация — шаткой. Во всём этом можно отметить тенденцию: многие люди находятся в довольно подавленном состоянии. Помимо упаднических настроений и отсутствия воли к деятельности, наблюдаются случаи суицидов и тяжёлая ситуация с душевным здоровьем среди многих. На это влияют сложное материальное положение, проблемы с зависимостями и безответственным употреблением наркотиков, постоянным поиском средств, отсутствием уверенности в будущем и каких-либо перспектив. Эти факторы взаимно усугубляются серьёзной проблемой межличностного насилия и частыми конфликтами внутри небольших сообществ. Нужно отметить, что эти проблемы существовали и были довольно распространены в анархистской среде ещё до эмиграции. Они ожидаемо переехали вместе с людьми из этой среды, где далее ещё больше усложнились из-за замкнутости эмигрантских групп, оказавшихся в новой обстановке незнакомых стран. Однако в этих сообществах есть и конструктивная тенденция, например, к изучению механизмов решения конфликтов и подходов к справедливости и правосудию. Некоторые части эмигрантского анархистского сообщества проделывают упорную работу в этом направлении, и посвящают много сил поддержке друзей и подруг в сложных ситуациях. Эта работа часто совпадает с трудом рефлексии патриархального влияния в сообществе и устранения его множественных последствий.
Нестабильность выражается ещё и в том, что люди часто переходят из одного проекта в другой, пытаясь найти что-то дающее смысл, но в то же время не посягающее на личный комфорт. Тем не менее, понимания, что делать с жизнью, всё так же нет. Как правило, сообщества дают стабильность, коллективность и некую опору. Не находя этого, люди закономерно следуют заученным индивидуалистическим и атомизированным схемам существования. При этом такие понятия, как борьба, товарищество и организация не являются очевидными ценностями. В нашем движении сейчас трудно говорить про сильную этическую основу как ожидаемый минимум для всех. Но если это так, тогда какие ценности являются определющими? На первый план выходят личная состоятельность, определённый уровень комфорта и излишнее сосредоточение на партнёрских отношениях. В связи с этим часто можно наблюдать сопротивление всему, что требует отказаться от значительной части этого комфорта, к которому нас приучила капиталистическая система. Индивидуализм в данном контексте — её основополагающая ценность. Она позволяет думать о себе как об отдельной, независимой от других людей и окружающего мира единице. Это мышление ориентирует человека прежде всего на обустройство своей собственной жизни в отрыве от других людей и в нежелании видеть себя частью чего-то большего в глобальной перспективе.
В этом мы видим одну из задач любого революционного движения: дать весомые причины и мотивацию для того, чтобы добровольно жертвовать комфортом и верить, что это не зря. Это очень актуально, потому что мы видим на политически осознанной части населения России, что даже полномасштабная война в Украине и гибель сотен тысяч людей дали причины для жертвования своим комфортом ради борьбы против режима сравнительно немногим.
Особенное явление, ощущаемое в Грузии и Армении, но также присутствующее и в европейской эмиграции — это художественная среда из Москвы и Петербурга, которая открыла для себя политическую борьбу и анархические принципы после посадки Навального и полномасштабного вторжения в Украину в 2022-ом году. Ввиду плачевного состояния анархистского движения, она находится в некотором отрыве от самой анархической идеологии и истории движения в России. Это хороший пример, который указывает на потребность в идеологической дискуссии, которая может поддерживать высокий уровень идейной подготовки. Такая подготовка очень важна, так как она даёт фундамент для анархистской борьбы, без которого невозможно будет эффективно ей заниматься. На наш взгляд, Беларуская Школа Анархизма шла в верном направлении и может послужить примером и вдохновением в этом деле.
Другая причина необходимости идейной подготовки в том, что политическое воображение российской анархистской эмиграции подорвано из-за развалившихся организаций и коллективов, советского и пост-советского опытов, репрессий, изоляции и неудач. Эти факторы следует воспринимать не как оправдания, а как реальность, с которой нам пришлось столкнуться и которая может многому нас научить. Однако сейчас зачастую основным идейным подходом к вызовам эмиграции, войны и необходимости революции, является постирония. Такое отношение мешает рассматривать происходящие события всерьёз и придавать им значение. Постирония помогает справиться с трудностями и стрессом на личном уровне через дистанцирование и насмешку над большими и сложными вопросами, которые, тем не менее, требуют ответов. Например: Россия полностью раскрыла свой авторитаризм, начала полномасштабную войну, мы оказались в изгнании. Что с этим делать? Как поступить достойно? На этот вопрос большинство из нас не может дать конкретного ответа, потому что многие мыслят и отвечают как отдельно взятые индивиды, не видящие себя в таких масштабных категориях, как сопротивление или революционное движение. Однако нам необходимо начать думать именно в них. И хотя революционного движения на данный момент нет, безусловно есть сопротивление режиму и нужные задатки для поднятия такой силы.
Тем не менее, у эмиграции есть большой потенциал. Например, для вовлечения новых людей в движение. Материальная взаимопомощь и образовательные проекты видятся нам как хорошие каналы для того, чтобы открыть двери анархистского движения людям, оказавшимся в эмиграции и желающим внести вклад в уничтожение путинского режима. Во вне-анархистскую российскую эмигрантскую среду можно и нужно заходить с чётко сформулированными идеями, конкретными предложениями и способами их реализации.
Всё перечисленное зачастую даже не является проблемой исключительно эмигранто:к. Последние 10 лет в России не было какого-то единого организованного движения. Поэтому мы понимаем, что нельзя ожидать, что у анархистской эмиграции со всеми её сложностями внезапно появятся конкретные идеи и направление действий. Но всё же мы не можем не упомянуть опыт беларуских товарище:к, которые уже много лет существуют в эмиграции и при этом ведут активную деятельность. К сожалению, российская эмиграция практически не обратилась к этому опыту, и прямое сотрудничество, общая борьба не были налажены. Отсутствие организованного движения делает эти задачи трудновыполнимыми. И всё же, на наш взгляд, существующие коллективы и проекты могли бы уделить больше времени и усилий для подобного налаживания сотрудничества. То же самое можно сказать про связи с украинским анархистским движением: мы считаем очень важной и серьёзной критику от украинских товарище:к по поводу недостаточной или неоднозначной поддержки и слабых попыток наладить контакт. Вывод из этой критики не в том, что мы плохие и виноватые. Главный вывод нам видится вот в чём: нам необходимо сплочённое и эффективное движение, для которого нужны организации. Тогда мы сможем развить не только достойную борьбу против режима, но и подготовиться к тому, что будет после.
10 лет без организации
Есть много о чём задуматься и что обсудить, и это уже делается – например, подкаст «Догма», собравший многое актуальное и важное из современных опыта, критики и голосов анархистского движения. И всё же необходимый анализ положения современного анархизма в БУРе ещё предстоит сделать, так как целостного взгляда пока что нет. Он необходим для воплощения идей свободного общества после падения российского режима. Этот анализ позволил бы анархистскому движению понять свою историю, свои недостатки и преимущества, объединиться и действовать как сильное движение, которое может реализовать свои предложения по устройству общества. На данный момент мы таковым не являемся, и это особенно больно и досадно осознавать, когда в Украине гибнут товарищ:ки, а впереди нас ждёт отчаянная борьба.
Обратимся к событию, которое лично застали лишь немногие из тех, кто сегодня активно занимается анархистским движением: распад Автономного Действия. С тех прошло уже более 10 лет. АД было межрегиональной федерацией, с группами во множестве городов по всей РФ и даже за её пределами, которая существовала с 2002 года. У этой организации было много проблем и недостатков, но также в ней был смысл, в ней была потребность. Поэтому её распад, ознаменовавший угасание организованного движения в РФ, стал грузом, отбросившим последующие поколения анархисто:к на несколько шагов назад. АД не стало первой распавшейся организацией в стране, но именно этот случай особенно важен, потому что он имел межрегиональные последствия. Хотелось увидеть глубокую рефлексию, работу над ошибками и реорганизацию, которые могли бы предотвратить уже начавшийся в то время упадок анархизма в России. Вместо этого, с развалом Автономного Действия мы пришли к разочарованию, безыдейности и вражде, которые раздробили анархистское движение в России и подорвали его потенциал на годы вперёд. Мы перешли к изолированным проектам и менее формальным типам организации: коллективам, аффинити-группам, личным проектам. Сами по себе эти вещи вовсе не плохи. Однако если это всё, что у нас есть, то это становится проблемой. Несмотря на отличные примеры АЧК-Беларусь, Зоны Солидарности, Антиджоба, Коллективов Солидарности — они лишь часть от той силы, которую могло бы представлять из себя более организованное движение.
Как проекты, так и люди оказались разбросаны по миру и зачастую слабо связаны друг с другом. Причиной слабых взаимосвязей являются как внутренние распри, так и, что важнее, недостаток глобального видения и желания объединять усилия за пределами небольшой группы людей. Это ведёт к тому, что нет общих и доступных инфраструктуры и ресурсов движения: начиная от финансов, транспорта, жилья и заканчивая людьми, знаниями, навыками и возможностью мобилизации движения как скоординированной силы. Этот недостаток венчает отсутствие формальных анархистских организаций с долгосрочной перспективой, политической программой, чёткими целями и преданными делу людьми.
Последствия этого недостатка мы испытываем уже сегодня, с каждым новым витком глобальных событий. Мы в целом не успеваем за их развитием и не проводим адекватную подготовку к вызовам и возможностям, которые предстанут перед нами как в скором, так и в далёком будущем. А их ожидается предостаточно: как мы уже писали, войн и вторжений будет всё больше, режимы будут терять стабильность, а возникающие кризисы снова могут привести людей к самоорганизации и противостоянию с государством. Проблема общего уровня, стоящая перед анархист:ками, заключается в том, что наша готовность к подобным поворотам низка. Если движение не сможет воспользоваться этими открывающимися возможностями, то они будут использованы другими силами, либо быстро захлопнутся. И тогда результат вероятно будет обратным от желаемого: вместо восстаний против режима мы увидим народное сплочение под флагом. Эта проблема держит нас в положении, из которого самое большее, на что мы способны, — это символически реагировать на происходящее, без способности проявлять инициативу и развивать наше собственное видение на более глобальном уровне. Нет сомнений в том, что те из нас, кто наблюдали этот процесс несколько раз за последние десятилетия в разных странах, пережили много боли и разочарований, и готовы на многое, чтобы эта картина не развернулась перед нашими глазами вновь.
Наша короткая оценка положения, ресурсов и готовности к действию анархистских движений в БУРе вырисовывает сложную картину. Неудивительно, что разговоры о слаженном и организованном анархистском движении на просторах БУРа зачастую вызывают либо непонимание, либо отторжение и ироничную горькую усмешку. И всё же эти мысли уже высказываются — про это говорят как анархист Алексей Макаров, участвующий в вооружённом отпоре российскому вторжению, так и БОАК, ведущая партизанскую борьбу в РФ. Более того, эти мысли проскальзывают в личных разговорах среди людей в эмиграции. Идея не нова и витает в воздухе, ожидая приведения в практику.
По итогу можно сказать, что в текущем положении анархистское движение не живёт как организм, способный сочетать в себе разнообразие и единство, спонтанность и организованность, идею и рефлексию, форму и содержание, высокие стандарты и доступность — общие характеристики сильного революционного движения. На наш взгляд, без него анархистский проект не имеет шансов на успешное воплощение в БУРе и за его пределами. Мы уверены, что лучшая версия нашего будущего находится в направлении организованного анархизма и международного движения.
Чего нам не хватает?
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, чего не хватает движению и на что стоит обратить внимание. Мы видим направление деятельности в следующих пяти областях.
Инфраструктура и ресурсы
Необходима инфраструктура, которая делает возможной как организованную взаимную помощь в эмиграции, так и подготовку для возвращения домой — техническую, финансовую, тактическую, идеологическую. Сейчас хорошее время для создания такой инфраструктуры и поиска ресурсов без привлечения внимания, с учётом выбора хороших мест и нахождения на расстоянии от российских силовиков.
Политический анализ
Нужен подробный анализ сложившейся политической и социальной ситуации в России и мире, изучение истории, приобретение лучшего понимания своего места в ней. Это всё позволит нам не только ознакомиться с тем, что было, но и стратегически мыслить, предполагать вероятные сценарии развития событий, разработать планы под каждый из них и быть гибкими. Возможная программа анархистского движения также требует этого анализа. Речь идёт не о академической работе: это должно стать инструментом всех идейно подготовленных анархисто:к. Каждый и каждая должны быть способны анализировать ситуацию, делать о ней выводы и принимать соответствующие решения.
Изучение анархистской эмиграции в ушедшем столетии — это также полезный труд, который мог бы помочь нам взять уроки из прошлого. Хорошим примером могла бы быть итальянская анархистская эмиграция в периоде между 1874-ым и 1930-ми годами. И хотя в Италее фашизм восторжествовал на некоторое время, итальянские анархист:ки и антифашист:ки из других политических течений смогли как победить фашистскую тенденцию в эмигранстком сообществе, так и внести вклад в революционную борьбу в других странах. Возможно их опыт и стратегия может нам пригодиться сегодня.
Другим примером может послужить то, как деятельность в эмиграции повлияла на политическую ситуацию в России — от журнала «Колокол» Герцена до множества анархистских кружков, ведущий организационную работу задолго до революций начала 20-го века.
Организация
Необходима чёткая организационная структура и понимание её назначения. Сейчас у нас есть время на подготовку ясной и крепкой основы, состоящей из целей, стратегии, методов и принципов работы, сетей взаимодействия, формирования ресурсной базы, программы, общих стандартов. Нужно идти дальше замкнутых аффинити групп и увидеть преимущества, которые несёт за собой более структурированный подход. Это поможет также вернуть в движение людей, ушедших из-за его несерьёзности и нерешённых проблем. Важным моментом в этом процессе является передача опыта от «старшего» анархистского поколения новоприбывшим, чтобы не происходило танцев на граблях.
Революционная личность
Участие в организации требует от человека развития определённых качеств. Нужно вырабатывать личность, в которой будут сочетаться дисциплина, преданность делу, вера, отвественность перед организацией, товарищество, политическое воображение, желание работать над ошибками и самокритичность. Без организации выработать такую личность очень сложно, но и революционная организация без такой личности невозможна.
Также в этом нам может помочь не только уже упомянутая идейная подготовка, но и боевая. Российская агрессия ещё раз показала необходимость приобретения военных навыков, которых нет у большинства анархисто:к с территории РФ. Однако военизироваться и взять в руки оружие — это не только про физическую самооборону, но и про формирование мышления, которое основано на дисциплине и ответственности.
Идеология и военное дело составляет комплексное знание, для получения которого необходимо обучение. Его можно пройти только в специфических контекстах и при наличии соответствующей инфраструктуры.
Про революционные личность и организацию хорошо написали БОАК.
Координация
Налаживание и восстановление связей с беларускими и украинскими товарищ:ками необходимо как для лучшего понимания регионального контекста, так и для объединения сил. Также нам стоило бы обратить своё внимание за пределы столиц, потому что как в регионах РФ, так и за границей кипит борьба. Она может стать стартовой точкой для больших событий, которые переломят привычный ход вещей. Для борьбы с режимом нам нужна будет поддержка единомышленни:ц со всего мира, организаций с уже сформировавшимися движениями и группами в странах, где мы оказались. В них можно найти как идеологическую, так и ресурсную поддержку для создания собственных организаций и коллективов.
Заключение
Эта статья не истина в последней инстанции, а приглашение к диалогу. Чем больше голосов звучит в нашем движении, чем больше разных мнений и размышлений, чем больше происходит споров и поиска решений, тем лучше мы понимаем наши перспективы и необходимые шаги для достижения поставленных целей. Очевидно, для воссоздания анархистского движения, которое будет способно на реальные действия и поддержку своих участни:ц, необходимо проделать большую и сложную работу. Если мы действительно хотим выйти на тот уровень, где сможем приложить руку к свержению путинского режима и российского имперализма, эта работа должна стать нашим приоритетом.