Для начала риторический вопрос. Стоило ли автору Журнала писать аж 43 страницы ради банальной рекламы социал-демократизма? Конечно, анархистам и прочим антиавторитарным левым действительно не хватает дискуссии с “внешним миром” и реалистичной теории преобразования общества. И критика автором левацких догм во многом справедлива. Но чего левым и анархам точно не нужно, так это дозированного впрыскивания неолиберальных догм и аргументации, отчасти построенной на предрассудках.
Вот лишь некоторые из них.
Стереотип 1
“На сегодняшний день в мире сложилось несколько политических лагерей, своего рода «осей», противостоящих друг другу. Во-первых, это, конечно, США и Западная Европа. Во-вторых, исламский мир. В-третьих,Китай. И, четвёртый, самый молодой, политический блок – страны Латинской Америки, объединённые вокруг Венесуэлы” И чуть далее “Этот блок, также, главным врагом объявил США”
Переформулируя таким образом тезис Хантингтона о “столкновении цивилизаций”, автор карикатурно представляет современную геополитику. Во-первых, что такое “противопостояние США и исламского мира”, когда само вторжение американцев в Ирак смогло осуществиться лишь благодаря явной или скрытой поддержке со стороны исламских стран, включая Иран? Во-вторых, а каком латиноамериканском блоке идет речь? Это что, Венесуэла, Боливия и Эквадор? Жидковато...
Стереотип 2
По мнению автора, в Европе “большинство столкновений с иммигрантами было на религиозной почве (ношение хиджабов во французских школах, карикатуры на пророка Мохаммеда, съёмка голландским режиссером фильма о положении женщины в исламском мире)
Откуда такое категоричное утверждение? Уж не из Советской ли Белоруссии, любящей представлять антиполицейские бунты иммигрантской молодежи бедных пригородов в виде исламистского заговора. Автору должно быть известно, что, например, в той же Франции религиозность второго поколения иммигрантов из мусульманских стран ниже, чем в среднем по стране.
Стереотип 3
О Венесуэле, автор пишет: “Образование для бедных слоёв бесплатное, промышленность национализируется и т.д. Однако давайте, сопоставим эти действия правительства Чавеса со статистикой преступности в столице страны – Каракасе, где каждую неделю убивают 50 человек, не говоря уже о кражах. Окраины столицы представляют собой гетто для бедных, в которых правят вооружённые банды и в которые не заходит не один турист, так как вероятность вернуться оттуда очень мала.”
Не испытывая лично сильных симпатий к политике Уго Чавеса, все-таки хочу встать на его защиту. Притом с позиций самого автора Журнала. Выступая за медленные изменения и “толерантность”, автор одновременно упрекает президента Венесуэлы в том, что тот волевым решением не превратил доставшиеся ему в наследство трущобы Каракаса в город-сад. Но ведь Чавес – именно демократ, что явно подтвердили результаты референдума.
Стереотип 4
“Страны с рыночной экономикой, даже при всех кризисах, идут впереди. Залогом их прогресса являются сами законы рынка, которые позволяют развивать именно те области экономики, которые востребованы на мировом рынке. Плановая экономика, даже в самом идеальном её варианте, лишена механизмов быстрого реагирования на изменения рынка, так как производство в ней регулируется не объективными экономическими законами, а людьми.”
А есть ли они вообще в природе, эти “объективные законы рынка”? Все что касается общества, регулируется именно людьми. Теория “невидимой руки рынка” механистична, устарела и опровергается фактами реального функционирования капитализма. Государственное планирование, стратегии крупных игроков рынка играют огромную и даже возрастающую роль в экономике развитых стран. ТНК, существование которых автор считает необходимым – типичный пример плановой экономики (только частной), так как большинство операций совершаются здесь вне рынка, а между филиалами одной ТНК, расположенных в разных странах.
Стереотип 5
“Беларуси придётся пройти через рыночные реформы, и чем позднее это произойдёт, тем это будет болезненнее для страны и её народа.Только таким способом, Беларусь сможет вписаться в мировое сообщество и начать развиваться, а не находиться в эпохе вечного застоя, как сейчас.”
Абсолютно голословное пророчество, повторяющее аргументацию приснопамятных теоретиков “шоковой терапии”. Те, кто постарше, помнят, к чему привели такие “реформы” в начале 90-х. Сомневаюсь, что “запоздалые” реформы в Беларуси будут иметь более плачевные гуманитарные последствия. К тому же режим Лукашенко уже и так давно занимается “реформами” и переделом госсобственности в своих интересах, только мы этого пока не замечаем. А когда заметим, подведем под это теоретическую базу, дескать, пришлось пройти через рыночные реформы.
Стереотип 6
“Жажда потребления была присуща людям всегда, являясь частью их психологии, и появление капитализма стало следствием (а не причиной) потребительских (собственнических) стремлений человека”.
Автор наверное потрудится процитировать хоть одно серьезное научное исследование, которое доказывает наличие гена “жажды потребления” у человека? К тому же потребительские и собственнические стремления – это не всегда одно и то же. Потребление – это уничтожение приобретенного в собственность. Тогда погромы магазинов, которые так порицает автор – это и есть наиболее чистое, естественное и докапиталистическое проявление “жажды потребления”.
Стереотип 7
“С развитием капитализма, общественная структура и экономическая система всё больше и больше усложняются. В итоге, постулаты классовой борьбы выглядят всё более абсурдно. Сегодня мы не можем поделить мир на хозяев и наёмных работников. Во-первых, достаточно большую прослойку составляют мелкие торговцы, предприниматели, владельцы и одновременно работники учреждений сферы услуг. Во-вторых, бизнесмены, менеджеры и посредники также занимают важное место в экономической системе. (...) Управление процессами производства, также, является необходимой общественно полезной деятельностью. Именно поэтому, деление на «хороший» пролетариат и «плохую» буржуазию полностью себя исчерпало. (...) Классовая борьба порождает в обществе рознь, на основе которой не могут быть созданы позитивные изменения, так как для них необходимо сотрудничество разных слоёв общества. На реальном уровне, в случае любой революции, классовая борьба приводит к гражданской войне и разрухе, на основе которой создание нового общества не возможно. Это ещё одно доказательство ошибочности призывов к классовой борьбе”
Во-первых, процент хозяев (включая мелких торговцев) среди населения развитых стран постоянно уменьшается, а процент наемных работников постоянно растет. Иными словами, продолжается концентрация капитала. Даже за вычетом менеджеров и чиновников, у нас и на Западе близкие по доходам (ниже среднего) категории рабочих и служащих составляют большинство населения. То есть пролетариат – это объективная реальность. Во-вторых, столь полезное управление процессами производства осуществляется чаще всего не самой буржуазией, а профессиональными управленческими наемными работниками. Но в любом случае вознаграждение, которое получают сами собственники средств производства, проистекает не из их “полезной деятельности”, а из узурпации права доступа к этим средствам. Кстати, “искусству” (само)управления обучить не так трудно, организовав ротацию.
Стереотип 8
“Всегда будет либо ущемление более развитых и активных, либо незаслуженное возвышение пассивных, что снизит у многих стимулирование к деятельности и развитию. Зачем, если и так поддерживают и обеспечивают равные (достойные) условия существования? Кстати, даже сейчас мы можем видеть подтверждение этому. В наиболее развитых странах, появился и бурно развивается новый тип безработицы, которая основана на высоких пособиях. Люди просто не хотят работать, потому что пособия позволяют нормально жить и ничего не делать.”
:)))))) Апелляции автора к человеческой психологии порой пугают. Тем более когда базируются на допотопном бихевиоризме: стимул-реакция. Автор видит людей этакими собаками Павлова, которых обязательно нужно целенаправленно стимулировать для выработки нужных рабочих рефлексов. К тому же выделенные последние две фразы – дикий предрассудок (кстати, взятый на вооружение нашими чиновниками из Минтруда), не подтверждаемый никакими статистическими данными.