...ПРАВОЙ РУКОЮ ДО ЛЕВОГО УХА
На Беларуси, как оказывается, уйма левых. И на вселевом соборе сиречь конференции 1 октября сего года положено начало их объединению. Львы белорусской левицы - Белорусская социал-демократическая партия (Грамада) (голова - А. Козулин, "политзаключенный") и Партия коммунистов Белорусская (С. Калякин - пока на свободе, зато партия "приостановлена" Минюстом) всепробуждающим рыком скликают прочую левообразную мелюзгу до кучи. А для начала были возвещены принципы, прочитаны речи (Козулин аж из острога прислал свой доклад, придав известную долю драматизма собранию), высказаны намерения и поставлены задачи. В будущем нам замаячил Союз левых сил - увесистый кулак, большому и указательному перстам в котором можно уподобить ПКБ и БСДП(Г). В кого метит этот кулак (или другая фигура из пальцев)? Разумеется... в "президентскую монархию" (Џ С. Калякин)! В этом вся сила "бури и натиска" конференции. Делили шкуру неубитого "авторитаризма": на случай [неминуемой] победы "демократических" сил обсуждалась гипотетическая смена формы правления с президентской на парламентскую, плавный перевод системы выборов с мажоритарной на пропорциональную. Воспеты страны, где "новосформированная политическая элита, опираясь на национальный и мировой опыт" (Џ А. Козулин) воплотила упомянутые принципы в своей политической жизни: Литва, Латвия, Польша и Украина. Глупое сердце, что слева, не бейся! Чем всё это интеллектуальное роскошество отличается от политических принципов всех прочих оппозиционных партий: либеральных, правых? Что тут собственно левого? Если это "демократизм" и "свобода", объединяющие не только левых an sich, но и левых с либералами, на чем настаивает г. Калякин, сопровождающий каждое свое телодвижение и почти каждый издаваемый звук цитатой из Ленина, то "не из общей фразы надо выводить единство интересов, не от "политической свободы" вообще заключать к совместной борьбе разных классов, -- а, наоборот, из точного анализа положения и интересов разных классов надо выводить, насколько именно и в чем именно тождественна или совпадает (и совпадает ли?) их борьба за свободу, их стремление к свободе". Если считать левой политикой, к примеру, защиту благосостояния людей труда, борьбу с безработицей, обеспечения широкой доступности образования и медицинского обслуживания, то почему не это было темой конференции левых партий? Значит неактуально? Проблем у трудящихся РБ не имеется? Положим, нынешнее Руководство Страны до известной степени взяло на себя выполнение социал-демократического минимума: обеспечило рабочих определенным набором гарантий и поблажек во избежание социального конфликта, т.е. выполнило работу умеренных левых. Тогда оппозиция этому курсу слева должна быть на порядок радикальнее. Она должна состоять в подготовке пролетарской революции. Утопия! - воскликнет благоразумный. Мне тоже так думалось, но умные люди в стане "левых" своим поведением убеждают, что социальная революция возможна - ведь не зря же они её так боятся. Не зря они стараются всю энергию той части общества, на которую они ещё оказывают влияние, переключить с классовой борьбы за права трудящихся в противоположную сторону - на реформистскую возню во исполнение "демократических" прав капитала. Хорошо. Если в конференции участвовала обычные либералисты, буржуазные оппозиционеры, правые, то тогда к чему эта "раскрутка" левого брэнда? Зачем правым заваривать левую кашу, чтобы затем расхлебывать её во исполнение своих, правых же умыслов? Где те уши, к которым примеряют они свою лапшу? Поведение демократистских коммунистов и либералистских социалистов можно объяснить плохой работой маркетинговых служб обеих фирм. Господа переоценили размер и активность потенциальной левой аудитории, и ради её завоевания беднягам, наступая на горла и прочие органы собственных песен, приходится теперь работать левыми по многу часов в неделю (а иной раз - в "страду" - в выборную пору - и полный рабочий день!). При этом же интеллектуальный уровень целевой группы потребителей оценивается участниками собора невысоко. Левая публика, разбирающаяся в том, что есть собственно "левая" (это рука, отличная от той, которою совершают крестное знамение), на инициативы соборян посмотрит как на неумный спектакль. Неразборчивое же большинство обращает внимание не на традиционные идеологические маркеры, а на более конкретные вещи. И если коммисты говорят о построении "социализма" в результате честных выборов буржуазного парламента, а социсты говорят о защите трудящихся посредством укрепления позиций капитала, то Президент делает и то, и другое. Без них. Левая альтернатива на Беларуси, как и везде, нужна и возможна. "Всякая душа - по природе христианка", - гласила правда раннего Средневековья. "У всякого честного человека сердце бьется на левой стороне", - это истина конца Нового времени. Но левая политика достаточна и необходима только как радикальная классовая позиция, направленная не столько против тех или иных специфических эксцессов нынешнего "режима", но как часть нарастающей общемировой тенденции. Нашим квазикоммунистам и псевдосоциалистам ещё учиться и учится толковому "искусству лисьих наваждений": оборотничеству и отводу глаз. Мало кто сейчас примет вонючую рыжую тварь за красну девицу. У нас столько не пьют.
Франциш Санченя